- Баланчин Джордж
-
БАЛАНЧИ́Н Джордж (Жорж Баланчивадзе Георг. Мелитонович) (1904—83) — артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (кл. Л. Леонтьева). В 1921—24 артист Гос. Академич. т-ра оперы и балета; среди ролей: Жан ("Жавотта"), Амун ("Египетские ночи"), Буффон ("Щелкунчик"), Половчанин ("Половецкие пляски"). Первые балетмейстерские опыты Б. относятся к школьным годам, позже в Петрограде ставил танцы в операх, драм. спектаклях; один из организаторов группы "Молодой балет". После отъезда за границу Б. в 1924—29 артист и балетмейстер "Рус. балета Дягилева"; пост. 10 балетов, в т. ч. "Аполлон Мусагет" (1928, комп. И. Стравинский) и "Блудный сын" (1929, С. Прокофьев). Ставил балеты в "Рус. балете Монте-Карло" (1932), "Балете 1933" и др. С 1934 в США. Здесь организует Школу амер. балета и на ее основе свой т-р — "Нью-Йорк сити бэлей". Среди б. чем 100 пост. наиб. известны балеты: на муз. П. Чайковского — "Серенада" (1935), "Тема с вариациями" (1947), И. Стравинского — "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957), И. С. Баха — "Кончерто барокко" (1941), Ж. Бизе — "Симфония" (1948). Один из крупнейших хореографов 20 в., чьи пост. идут во всех балетных труппах мира. Наиб. оригин. часть наследия Б. — одноактные бессюжетные балеты в лучших традициях хореогр. симфонизма М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина, Ф. Лопухова. Принципиальным для Б. был отказ от сюжетности в пользу пластичной выразительности развитого классич. танца.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.